Большую часть своей сознательной жизни человек проводит на работе. Там мы строим определённые отношения, которые иногда можно назвать дружескими, а иногда только рабочими.
Многие люди считают, что дружба с коллегами помогает работать более продуктивно, а психологи утверждают, что такой вид общения негативно сказывается как на самом рабочем процессе, так и на личных отношениях.
Итак, давайте разберём плюсы дружбы с коллегами, и чем такие отношения могут быть чреваты.
Особенности дружбы с коллегами
Вполне понятно, что люди тянутся к тем, кто признаёт их особенности, знания и умения, сумеет поддержать и помочь в рабочем вопросе. И если коллектив подобрался нормальный и общительный, то с вероятностью в 90% между сотрудниками имеет место негласная дружба.
Но насколько верно будет назвать подобные взаимоотношения именно дружбой? Да, вы иногда ходите всем отделом на обед, интересуетесь делами друг друга, взаимно помогаете и даже периодически созваниваетесь. Вы делитесь некоторыми секретами с коллегами, рассказываете то, что не можете рассказать близким. Но не всегда это можно назвать именно дружбой.
Конкурентная борьба (за повышение, зарплату или премию) играет в рабочих отношениях главную роль. Вы можете быть с коллегами хорошими приятельницами, но когда дело доходит до разделения интересов, может возникнуть конфликт в коллективе и даже откровенная вражда.
Но с другой стороны, когда вы слишком близко подходите к той грани, которая отделяет приятельские отношения от дружеских, вы это чувствуете. Переступать ли черту и найти себе настоящего друга — вопрос, зависящий только от вашей привязанности к человеку и личных позиций.
Нередки бывают ситуации, когда ради коллеги-друга необходимо чем-то пожертвовать: личным временем, проектом, прибавкой к зарплате. И здесь тоже решать только вам — готовы ли вы будете жертвовать чем-то ради другого человека. Именно так (только в обе стороны) и проверяется дружба, которая берёт свои корни в рабочем коллективе. Соперничество — это вполне нормальное и здравое явление в современном деловом мире. Но если на вашем пути встал друг (или подруга), не факт, что радость от победы будет полной. Так что иногда лучше отступиться от собственных принципов и желаний, если вы цените дружбу и уверены, что этот человек поступил бы точно также на вашем месте.
Бывают команды, в которых дружеские отношения не разбиты на пары или небольшие группы, и общение при этом командное. И конечно же, если у вас вполне дружный коллектив, то и общаться необходимо всем вместе, без разбивки на группки по каким-либо интересам. Иначе могут пойти сплетни, интриги и козни. Одна группа будет задевать интересы второй, а вторая будет придумывать планы мести, а то и выложит начальству все слухи, сообщаемые о нём и так далее.
Плюсы и минусы дружеских отношений с коллегами
Многие работодатели тратят часть бюджета, чтобы сплотить коллектив. Для этого процесса (сплочения коллектива) даже сформирован специальный термин Team building, то есть командообразование, дословно — построение команды. Подобные тренинги направлены на улучшение работы и сплочение коллектива.
Так что давайте разберём сначала плюсы рабочих дружеских взаимоотношений:
Когда идёшь на работу, где тебя ждут хмурые и угрюмые лица, которые при встрече буркнут «Привет», и дальше уткнутся в свой монитор, конечно, день будет идти медленно, а работа представляется чем-то вроде каторги. Другое дело, когда вы уверены, что в офисе вас встретят приветливо, до начала рабочего дня вы сможете выпить по чашечке кофе и переброситься с друзьями новостями из своей жизни или поделитесь чем-то личным. Так день проходит ярко и быстро, и домой вы возвращаетесь в хорошем настроении. Из этого следует вывод, что друзья вносят позитив в нашу рутинную жизнь.
Бывает, что горят все сроки по сдаче какого-либо рабочего проекта, и на кого, как не на друга можно рассчитывать в этом деле. Именно друг (или друзья) по работе смогут помочь вам с документацией или отчётом.
Дружеские рабочие отношения могут стать залогом успеха. Например, вам необходимо зайти к начальнику, но необходимо выбрать такой момент, чтобы тот был в хорошем расположении духа. В таком случае на помощь может прийти знакомая из приёмной шефа, которая проинформирует вас о его настроении.
Друзья прикроют вас, если вы опаздываете, или наоборот, вам необходимо уйти с работы пораньше. Именно они сообщат вам об ошибке в работе или о предстоящем «разборе полётов» от шефа.
Теперь переходим к минусам рабочих дружеских взаимоотношений:
Несмотря на то, что многие крупные компании стремятся сплотить коллектив, некоторые всё же придерживаются мнения, что дружба может навредить рабочему процессу. Опять же, друзья могут покрывать друг друга, скрывать ценную информацию от руководства, или засиживаться на обеде. При этом вы ходите на работу, чтобы в первую очередь принести пользу и доход именно начальнику и его фирме, а не для того, чтобы весело провести время с коллегами.
Поэтому начальство иногда принимает меры для того, чтобы коллектив работал более продуктивно: объявляет выговор, рассаживает сотрудников по разным кабинетам. Как в школе, помните? Учительница рассаживает болтающих на уроках одноклассников за разные парты, чтобы дети не отвлекались друг на друга.
При возникновении какого-либо спора может возникнуть конфликтная ситуация, в результате которой друзья могут стать врагами. Психологи советуют избегать при этом негативных мыслей, и настраивать себя на позитивное мышление, позволяющее предотвратить конфликт.
Также, когда появляется вакансия, обеспечивающая продвижение по карьерной лестнице, интересы друзей могут разделиться. В этом случае тоже есть большой риск испортить взаимоотношения.
Если размер вашей зарплаты напрямую зависит от объёма проделанной работы, то разговоры не по рабочей теме могут сильно отвлекать вас и помешают продуктивности.
Стоит ли рассказывать подругам по работе о своих отношениях, решать только вам. Но чем меньше людей знает, что у вас что-то не ладится в личной жизни, или наоборот, всё просто замечательно, тем меньше вас будут окружать злорадствующие или завидующие лица.
В конце хочется добавить, вопрос, дружить с коллегами или нет, сугубо личный, и зависит от конкретной ситуации. Ваша цель — построить правильные отношения в коллективе, залогом которых будут спокойствие, взаимопонимание и уютная атмосфера.