Конфликт в коллективе что делать

Конфликт в коллективе

К сожалению, конфликты на работе были, есть и будут всегда, это стоит запомнить. Совершенно разные и чужие люди, собравшиеся в один коллектив, не всегда могут лояльно относиться друг к другу. Но необходимо уяснить ещё, что-либо вы будете управлять конфликтом, либо он — вами.

В любом коллективе время от времени возникают какие-либо недопонимания на профессиональной почве или по личным вопросам. Но если сейчас удаётся избежать конфликта, то через время он всё же может состояться.

Способствовать разжиганию конфликта в коллективе может один человек, которому выплёскиваемые негативные эмоции идут на пользу (так называемый «энергетический вампиризм»), а могут сразу несколько человек устраивать склоку по каким-либо причинам.

В конфликтных ситуациях каждый ведёт себя по-разному:

  • Одни с жаром ввязываются в ссору, доказывая свою правоту и мнение.
  • Другие стараются делать вид, что ничего не происходит, тем самым оставаясь в стороне.
  • Третьи буквально парой слов могут нейтрализовать проблему.

Итак, о том, как предотвратить конфликтные ситуации на работе или выйти из них с достоинством, мы и поговорим в этой статье.

Нейтрализация конфликтной ситуации

Самый верный способ нейтрализовать конфликт в самом начале — отключить собственные эмоции. Если собеседник, будь он коллега или начальник, начинает разговаривать с вами на повышенных тонах, необходимо пресечь такое общение на корню. А именно: в зависимости от ситуации и правил этикета на работе, вам необходимо выйти из этого помещения, уважительно извинившись и объяснив, что в таком тоне вы не разговариваете. Можете добавить, что разговор состоится тогда, когда собеседник успокоится. После этого нейтрализуйте собственную агрессию, чтобы не навредить ситуации. Для этого подышите свежим воздухом, попейте воды и умойтесь. В крайнем случае просто пройдитесь по коридору и отвлекитесь на что-нибудь интересное.

Второй способ при проявлении агрессии в вашу сторону, проявить сенсорное переключение. Например, уроните ручку (листок, платок, какую-нибудь мелочь), встаньте, чтобы полить цветок или переложить документы, или просто скажите отвлечённым голосом, пару слов о погоде или внешнем виде собеседника. Таким образом агрессия не дойдёт до цели и немного снизит накал начинающегося конфликта. А то и вовсе сведёт его «на нет».

Если вы что-то сделали неправильно, допустили в работе ошибку — сумейте признать её и попросить помощи. Итак, если начальство в агрессивной форме отчитывает вас за ошибку в работе, не перекладывайте вину на другого, и не оправдывайтесь. Чаще всего такое поведение воспринимается, как способ отрицания собственной оплошности. Поэтому, если вас справедливо обвиняют в чём-то, соглашайтесь по всем фронтам (искренне, а не наигранно), а затем попросите совета, как исправить ситуацию. Не бойтесь задавать открытые уточняющие вопросы, чтобы спасти ситуацию.

Бывает, что изначально люди не уживаются в коллективе. Вот общаетесь вы со всем коллегами одинаково, но кто-то один (или одна) постоянно вас провоцирует, задевает и строит «козни» за спиной. Это не должно вас пугать, поэтому, предлагаем два варианта решения этой проблемы:

  1. Когда коллега в следующий раз постарается затронуть вас обидным словцом, сделайте вид, что не расслышали, и переспросите. Обычно хамы начинают теряться от безобидной на первый взгляд просьбы. Человек начинает путаться в словах, или вовсе не знает, с чего начать. Со спокойным видом «поставьте на место» коллегу, сказав, что он/она не может даже чётко сформулировать свои претензии и объяснить их. Добавьте, что разговаривать вы намерены один на один, и то только тогда, когда у коллеги найдутся слова.
  2. Зная об антипатии со стороны коллеги, пригласите его/её на обед или чашечку чая в пределах рабочего здания (или, грубо говоря, в кафе за углом). Если эта неприязнь не переросла в открытую вражду, человек с 90% вероятностью будет недоумевать, но согласится на ваше предложение. Задайте коллеге вопросы о том, что в вас ей/ему не нравится? Внешность? Голос? Общение? Что заставляет его/её проявлять к вам такую неприязнь? Предложите разобраться в ситуации. Просто поговорите, что называется «по душам». Скорее всего после этого конфликт полностью исчерпает себя, а вы получите ценный урок, и возможно, за вами действительно есть какие-то недостатки, которые необходимо исправить.

Как избежать конфликта, если вы новенькая в коллективе

Как правило, во всяком рабочем коллективе есть свои неписанные законы и правила. И пока вы точно не выучите их, постарайтесь не влезать в личные конфликтные ситуации и не становитесь на чью-либо сторону.

Для начала познакомьтесь со всеми, понаблюдайте за их поведением. Ознакомьтесь с порядком и правилами в коллективе, и не пытайтесь привнести свои привычки или требования. Вы — новенькая в сложившемся коллективе, сейчас сила и правда — на их стороне. Поэтому просто наблюдайте, и делайте свои дела. Пройдёт пара недель, и вам станет ясно, кто что из себя представляет, как необходимо общаться со всеми коллегами вместе и с каждым из них — в частности.

Но если конфликт всё же возник, и вас он тоже касается, запомните одно: не повышайте голоса, даже если на вас кричат. Когда человек кричит (в ссоре), он начинает более быстро разговаривать. От этого теряется связь с мыслью, и как результат, в запале ссоры может наговорить много лишнего, касающегося конкретного человека. А в конфликте с коллегами переход на личности, как известно, очень неприятен, несправедлив и собственно, недопустим. Переведите ситуацию в конструктивный диалог с вполне понятными и обоснованными претензиями и путями их решения. Обратитесь к начальству, чтобы кто-то более высокопоставленный смог помочь вам уладить ситуацию. Решайте спор рационально, оставляя эмоции на втором плане.

Конечно, в ответ на любую претензию вы можете сами отвечать на повышенных тонах, «взрываться» праведным гневом, оправдываться и отвечать подобными упрёками… НО тогда обычный мелкий конфликт грозит перерасти в затяжную коллективную войну, где все коллеги (скорее всего) разделятся на 2 фракции. И ещё неизвестно, сколько человек будет на вашей стороне. Так что лучше не тратьте силы и нервы на перепалку, а направьте их на грамотное решение конфликта.

Оцените статью
Мой Мир-Онлайн