Каждый человек хочет быть успешным и независимым. Но при этом мы зачастую боимся собственного начальства. Это страх или «боссофобия» выражается не словами, а действиями: вы стараетесь поменьше попадаться начальнику на глаза, не берётесь за проект, если он будет контролироваться руководителем, и делаете всё, чтобы избежать какого-либо контакта.
Но для того, чтобы стать успешной, вам необходимо перестать бояться своего начальника. Это гораздо проще, чем кажется, хотя некоторые усилия приложить всё же придётся.
Итак, о причинах возникновения и как победить страх перед начальником, рассказываем в этой статье.
Причина страха
Чаще всего необъяснимый страх перед начальником — следствие заниженной самооценки. То есть, девушка или женщина с заниженной самооценкой постоянно боится, что её поругают, что она не выполнит свою работу, что-то не то скажет при руководителе.
Конечно, если вы будете выполнять свои обязанности в последний момент и «спустя рукава», никто вас не погладит за это по головке, и праведного гнева от начальника не избежать. Помните, что конфликты в коллективе бывают в любой организации, но главное — не доводить до них.
Бывают ещё начальники самодуры или тираны. На любой «косяк» со стороны работников он образно говоря, поливает их смесью из язвительности и оскорблений. Нередко при этом руководитель может грозить увольнением (без объяснения конкретной причины), штрафом или переходить на личности. Не переживайте, вы не нанимались к работорговцу, и общение на повышенных тонах недопустимо для руководящего человека. Потребуйте достойного отношения к себе. А если уж ничего не выйдет, не откладывая «в долгий ящик», подберите себе новую вакансию, рассылая резюме. И в следующий раз, когда ситуация повторится, можете смело писать увольнение по собственному желанию. Ваши нервы дороже, чем прихоти этого тирана.
Единожды совершённая ошибка может привести к постоянному страху, так как человек старается больше не допускать такой ситуации, и тем самым каждый раз провоцирует эмоциональное волнение.
Способы борьбы со страхом
Тревога при общении с боссом — вполне нормальное явление. У кого-то это лёгкая робость, а у кого-то трясутся колени при фразе «Тебя шеф вызывал». Ну подумайте логически: вас никто убьёт, не побьёт, мир не перевернётся вверх дном. То есть, от разговора с начальником ничего глобального и катастрофического не случится. Он (или она, если начальник — женщина) точно такой же человек, как и вы, со своими желаниями, достоинствами и недостатками.
Принимайте во внимание тот факт, что ваш начальник тоже может быть в плохом настроении, у него могут быть проблемы, или просто неудачный день. Естественно, как ответственное и лидирующее лицо он будет общаться с вами, как с подчинённой, это естественно и нормально. Поэтому не стоит делать из мухи слона, обращая внимания на строгость тона.
Если вы — профессионал своего дела, всегда выполняете работу качественно и вовремя, содержите рабочее место в порядке и чётко знаете свои обязанности, то и ругать вас не за что. А уж с самодурами разговор должен быть короткий. Просто не позволяйте обращаться к себе «панибратски» и на повышенных тонах. Объясните, что разговаривать в таком ключе вы не намерены, но при этом извинитесь. Не помогло — смело увольняйтесь с такой работы. Грамотные специалисты всегда найдут себе работу.
Если вы допустили в работе ошибку (с кем не бывает), не стоит теряться, трясясь, что получите взбучку. Научитесь управлять эмоциями. Проанализируйте, что вы сделали не так, примите меры для исправления своей ошибки или постарайтесь не совершить её в следующий раз. Не бойтесь признавать, что вы не правы. Работник, который понимает, в чём его вина, и осознаёт это, гораздо ценнее сотрудника, прущего на рожон с уверенностью, что правда всегда за ним.
Если вы ведёте проект всей командой, совместно с начальником, не бойтесь сказать, что заметили недочёт или ошибку. Руководству по нраву для общего дела те сотрудники, которые умеют подключать голову во время работы, а не соглашаются со всеми словами начальника, «заглядывая тому в рот».
Не бойтесь предложить внести свои изменения или предложение по какому-либо рабочему вопросу. Подберите тот момент, когда шеф находится в хорошем расположении духа. Если такие моменты бывают не часто — проработайте план, как правильно и грамотно преподнести свою идею.
В крупных фирмах часто имеются психологи или бизнес-консультанты. Если такового нет — обратитесь к тому специалисту, отзывы о котором вам удастся прочитать. Объясните свою проблему страха перед начальством. Грамотный специалист не будет заинтересованной стороной в этом вопросе, и поэтому сможет объективно и беспристрастно взглянуть на ситуацию со стороны. Уяснив суть вашей проблемы, психолог или бизнес-консультант помогут вам найти способы, как перестать бояться руководителя в конкретных ситуациях.
Обратите внимание на то, как ваши коллеги общаются с начальством. Переймите их манеры и приёмы взаимодействия. Конечно, если некоторые сотрудники общаются с начальством доверительно или так, будто они на одном с ним уровне, повторять этого не стоит. Ваше отношение должно быть спокойным и рассудительным.
Последствия страха перед начальством
Страх может привести к ошибкам. Например, вы боитесь задать вопрос по вашему заданию. А начальник забыл объяснить что-то конкретизирующее. В итоге работа выполнена не совсем точно, а вина за это возлагается на вас.
Вас могут перестать уважать коллеги. Люди, боящиеся руководства, часто соглашаются со всем и обещают исправить. В итоге, если выяснится, что был не прав именно начальник, а вы не сказали этого, можно встретить волну недовольства коллег и от самого руководителя. Это недовольство перерастает в неуважение вас, как работника и человека.
Люди, постоянно испытывающие страх и хронический стресс, могут начать испытывать психический и эмоциональный дискомфорт. Организму становится трудно бороться с сильной тревогой. Поэтому человека иногда могут беспокоить нервные срывы и полное моральное истощение.
Избегая любого общения с руководством, вы рискуете прослыть некомпетентным работником и совершить ошибку, которая может привести к самым различным последствиям. Так что лучше предугадать проблему сейчас, чем вызвать ваш страх — гнев начальства потом.