Перед многими руководителями рано или поздно вставал вопрос: стоит ли брать на работу кого-то из родственников? И конечно же посторонние сразу говорят о «блате», мол работы у человека меньше, а зарплата меньше, да и каждый из сотрудников достоин этой должности. Зачастую и сам начальник ставит в пример своего родственника, что на него надо равняться.
И если именно перед вами встал выбор: устраивать или нет своего родственника к себе в отдел, в подчинение, сначала обдумайте все минусы и плюсы подобного трудоустройства. А мы поможем вам разобрать их.
Плюсы и минусы трудоустройства родственников в своё подчинение
Говоря о родственниках, мы не подразумеваем мужей и жён. Это могут быть родители, дети, племянники, сестры и братья, тёти и дяди и так далее. Степень родства каждый человек воспринимает по-разному. Для одних и двоюродные родственники такое, «седьмая вода на киселе», а для других внучатая племянница по материнской линии может быть одним из самых родных людей.
Итак, допустим, под вашим руководством работает один (или даже несколько) ваших родственников. Какие в этом могут быть плюсы?
- Родным людям вы можете доверить то, что побоитесь передавать чужому человеку. Вы уверены, что они не предадут, не заложат вышестоящему начальству (при его наличии) и будут надёжными работниками.
- Вы будете знать об обстановке в коллективе, при условии, что родственник будет вам рассказывать об этом.
- К новым работникам всегда приходится привыкать, а с родственниками такая необходимость попросту отсутствует.
- Работать в кругу родственников для многих намного приятнее, нежели с чужими людьми.
- Родственники чётко понимают, что от их продуктивности зависит заработная плата для всех. Особенно, если родственник — это муж или ребёнок. Тогда деньги идут в одну семью, на общее благо.
Но, как известно, подобные рабочие отношения имеют и негативные качества:
- Вы не можете объективно оценивать работу близких людей. Часто именно родственные чувства мешают этому. В итоге это может дойти до того, что вина родственника будет перекладываться на другого человека, или он будет получать существенные поблажки, тогда как другие будут наказаны. От этого портится обстановка в коллективе, начинаются конфликты, да и вас, как руководителя, могут перестать уважать.
- Если кто-то из сотрудников негативно высказывается о работе родственника, пусть даже это будет вполне обоснованно, вам трудно будет это принять.
- Известно множество случаев, когда совместный бизнес портил отношения даже самых близких людей. Даже если вы сможете объективно оценивать работу близкого человека, не факт, что он не будет на это обижаться. «Родные люди же, как так…»
- Родственники могут пользоваться вашим расположением — приходить попозже, уходить пораньше, а то и вовсе пропускать рабочий день. В их понимании вам ничего не стоит выплатить ему равную со всеми зарплату за меньшее количество работы и трудочасов.
Как поступить?
- Если уж вы столкнулись с ситуацией, когда вам необходимо пристроить куда-нибудь непутёвого родственника, не назначайте его на руководящие должности. А вот родственника-специалиста своего дела оценивайте именно по профессиональным навыкам.
- Относитесь к близкому человеку также, как к другим подчинённым, не делая ему каких-либо поблажек только из-за того, что он вам ближе, чем другие. В рабочем вопросе все одинаковы, и когда у кого-либо возникает экстренная ситуация, вы равноправно должны относиться ко всем.
- Лучшим вариантом будет устроить родственника в отдел, в котором есть руководитель, и тогда вам не придётся выбирать между подчинёнными и родными.
- Не обещайте, что повысите родственнику заработную плату, или вскоре он может ждать продвижения по карьерной лестнице только из-за ваших с ним родственных связей.
- Если за родственником числится крупная ошибка, наказывайте его точно также, как и остальных подчинённых, не больше и не меньше.
Подводя итог, обратим ваше внимание на то, что минусы в родственных связях между подчинённым и руководителем более значимы и существенны, чем плюсы. Поэтому лучше сразу постарайтесь настроить родных, что никого из них вы не намерены брать под своё руководство. Вы можете порекомендовать их, как специалистов, своим знакомым из этой же сферы, но не брать при этом ответственность на себя.